Кто такой Бэнкси? Как искусство может быть гениальным
remove_red_eye 832 access_time thumb_up 9
Художник-загадка, провокатор и бунтарь – так часто описывают знаменитого и анонимного художника стрит-арта и режиссера из Великобритании, Бэнкси.
Кто он такой?
Его настоящего имени и происхождения не знает никто. До сих пор ведутся споры и расследования, чтобы выяснить личность художника. Однако его прозвище «Бэнкси» стало нарицательным и собрало в себя все гениальное из уличного искусства.
Он получил широкую известность благодаря своим неординарным рисункам на стенах. Поскольку граффити считается вандализмом, Бэнкси начал свое творчество с анонимных работ. Постепенно загадка личности художника стала осознанным шагом пиар-компании и помогла привлечь к его творчеству еще больше внимания и поклонников.
Благодаря заложенным в основу граффити социальному и политическому контекстам, Бэнкси высмеивает пороки нашего общества, заставляет людей задуматься о мировых проблемах, догмах и привычном укладе жизни.
Самые успешные и злободневные работы художника и изобретателя оставляют отклик в сердцах простых людей. Мы попытались собрать лучшие работы Бэнкси и показать вам, как искусство может быть гениальным.
«Врачи-супергерои»
Вопреки традиционным граффити, эту работу Бэнкси нарисовал на ватмане углем и карандашами. Работа появилась в Instagram художника со скромной припиской — «game changer». Бэнкси передал свой рисунок врачам больницы Саутгемтона вместе с запиской со словами благодарности врачам и всему медицинскому персоналу за их упорную работу в такое непростое время. Рисунок сейчас находится рядом с отделением скорой медицинской помощи и пробудет там до осени. После этого планируется продать его с аукциона, а вырученные деньги направить на нужды Национальной службы здравоохранения.
«Девочка с шариком»
Граффити «Девочка с шариком» появилось в 2002 году на мосту через Темзу и впоследствии стало любимым художественным образом жителей Великобритании. Каждый трактует его по-своему, видя упущенную возможность или, наоборот, освобождение.
Своеобразным откликом общества стала приписка от неизвестного человек: «Надежда есть всегда…». В 2014 году граффити под хэштегом #WithSyria стало символом протеста против войны в Сирии.
«Сын мигранта из Сирии»
Отец Стива Джобса мигрировал в США, после Второй мировой войны, а граффити было изображено на стене одного из домов французского г.Кале, где располагался лагерь для беженцев. Этой работой художник высказал свое мнение о кризисе мигрантов в Европе.
В комментарии к работе Бэнкси написал о том, что хоть правительства стран и заявляют о многомиллиардных потерях из-за беженцев, но не стоит забывать о том, что сын такого же мигранта основал самую прибыльную компанию в мире, которая ежегодно платила по $7 млрд налогов. А все благодаря тому, что когда-то парня из Хомсы пустили в другую страну.
«Мона Лиза с базукой»
Первое граффити с Мона Лизой появилось в Сохо, но было закрашено уже через несколько дней. Некоторые поклонники знаменитого художника предположили, что задумка Бэнкси заключалась в том, чтобы показать нам, насколько наше благополучное общество пресыщено сообщениями о военных действиях и разрушениях, которые происходят где-то далеко, но уже стали привычными.
«Любовь в воздухе»
Опрос 2017 года показал, что это граффити одно из самых узнаваемых произведений Бэнкси. На нем изображен участник уличного протеста, который собирается метнуть букет цветов, вместо, предполагаемого воинственной позой, коктейля Молотова.
Первая работа была сделана в Палестине в 2003 году. Художник стремился показать, что всегда нужно стремиться к тому, чтобы решить любые вопросы мирно: ведь насилие порождает в ответ только новое насилие.
«Если бы граффити могло что-то изменить»
«Если бы граффити могло что-то изменить, оно было бы незаконно!» — гласит надпись на стене. Работа была сделана, чтобы выразить поддержку общественной активистке, Эмми Гольдман, которая борется за права женщин. Эта надпись — повторение фразы Эмми о выборах: «Если бы голосование могло что-то изменить, оно было бы незаконным».
«Мобильные любовники»
Социальные сети порой настолько затягивают людей, что они не могут отвлечься от телефонов даже во время свиданий.
Свое граффити художник разместил на двери молодежного центра, который находился на грани банкротства. Сотрудники центра сняли дверь и за определенную плату давали возможность желающим взглянуть на любопытное граффити. Но городские власти изъяли столь популярное граффити и поместили его в Бристольский музей. После вмешательства Бэнкси, изображение продали на аукционе, а вырученные деньги отдали руководству молодежного центра на восстановление.
«Криминальное чтиво»
Граффити художника, на котором герои фильма держат в руках не пистолеты, а бананы, появилось на стене лондонской электроподстанции в 2002 году. Спустя 5 лет, в 2007 году, рабочие все же решили его закрасить, после чего художник разместил на его месте новый вариант, где герои фильма держат уже настоящие пистолеты, а сами переодеты в костюмы бананов.
«Ангел»
Второй вариант граффити на тему «Криминального чтива» тоже пострадал, но от рук известного граффитиста Озона, который тоже его закрасил, оставив подпись: «Если следующая работа будет лучше, я ее оставлю». Но, к сожалению, дождаться следующей работы Бэнкси ему не удалось. Озон погиб под колесами поезда лондонской подземки, где рисовал очередное граффити. Не оставшись равнодушным к его гибели, Бэнкси нарисовал на месте закрашенного изображение новое — ангела в бронежилете с черепом в руках.
«Шпионская будка»
Граффити со шпионами Бэнкси разместил рядом с Центром правительственной связи в апреле 2014 года – спустя несколько месяцев, после нашумевшего разоблачения Сноуденом методов разведки спецслужб. Стоимость «дома со шпионами» взлетела до 210 тысяч фунтов.
Бонус!
Стоит отметить, что лучшие работы Бэнкси побывали и среди коллекций самых знаменитых музеев мира, при этом персонал этих музеев мог оставаться в полном неведении о появлении картин среди экспонатов выставки.
Оригинальный план художника заключался в размещении пародий на знаменитые шедевры. Например, в 2004 году Бэнкси инкогнито прошел в Лувр и повесил рядом с настоящей картиной Мона Лизы свою пародию, на которой вместо знаменитой улыбки красовался смайлик. Среди «жертв» других проделок художника были и Нью-Йоркский музей Метрополитен, и Лондонский Тейт, и Лондонский Музей Естественной истории. К слову, одна из картин Бэнкси провисела незамеченной среди экспонатов Музея Естественной истории 8 дней, после чего управляющие музея решили оставить ее в коллекции.